Последние новости

Полезная информация

  1. Окраска и маркировка баллонов с газами
  2. Соотношение объемов и масс газов
  3. Соотношение температуры и давления в баллоне
  4. Газовые баллоны: Редукторы (схема устройства работы)
  5. Газовые баллоны: Отбраковка баллонов
  6. Газовые баллоны: Правила окраски и маркировки
  7. Газовые баллоны: Редукторы
  8. Газовые баллоны: Манометры
  9. Газовые баллоны: Вентили
  10. Эксплуатация газовых баллонов
  11. Транспортировка
  12. Транспортировка: Доставка баллонов к месту работ
  13. Транспортировка: Погрузка и выгрузка баллонов
  14. Хранение баллонов
Окраска и маркировка баллонов с газами
Газ Цвет баллона Цвет надписи Цвет полосы Пример
Азот Чёрный Жёлтый Коричневый Азот
 
Аргон технический Чёрный Синиий Синиий Аргон технический
 
Аргон чистый Серый Зелёный Зелёный Аргон чистый
 
Ацетилен Белый Красный - Ацетилен
 
Водород Тёмно-зелёный Красный - Водород
 
Гелий Коричневыйй Белый - Гелий
 
Закись азота Серый Чёрный - Закись азота
 
Кислород Голубой Чёрный - Кислород
 
Кислород медицинский Голубой Чёрный - Кислород медицинский
 
Сжатый воздух Чёрный Белый - Сжатый воздух
 
Углекислота Чёрный Жёлтый - Углекислота
 
Все остальные горючие газы Красный Белый - Газ
 
Все остальные негорючие газы Чёрный Жёлтый - Газ

Маркировка импортных газов различается, так как единого международного стандарта нет.

За рубежом, как известно, маркировка баллонов отличается. В Европейском союзе окраска баллонов с газом определяется стандартом EN 1089-3.

Повсеместно, для чистого кислорода, который используется для дыхания (аквалангистами), или в медицинских целях (реанимация), используются баллоны, выкрашенные в зелёный цвет. При этом все составляющие, которые непосредственно используются с этими баллонами (редукторы, лёгочные автоматы), должны иметь части, выкрашенные в зелёный цвет, во избежание использования на кислородных баллонах частей, не предназначенных для этого.

Соотношение объёмов и масс газов
ГАЗЫ Масса, кг. Объем
Газ, м3 Жидкость, л.
 
Кислород 1,36 1 1,19
1,14 0,84 1
1 0,74 0,86
 
Азот 1,19 1 1,47
0,81 0,68 1
1 0,84 1,24
 
Аргон 1,69 1 1,22
0,39 0,82 1
1 0,59 0,72
 
Углекислота 1,87 1 1,59
1 0,53 0,85
1,18 0,63 1
 
Гелий 0,169 1 1,35
0,125 0,741 1
1 5,91 7,89
 
Ацетилен 1,11 1 -
1 0,902 -
- - -
 
Соотношение температуры и давления в баллоне, атм.
Температура окружающей среды При рабочем давлении баллона
150 атм 200 атм
-30°С 113 147
-20°С 121 158
-10°С 128 169
0°С 135 179
+10°С 143 190
+20°С 150 200
+30°С 157 211
+40°С 165 221
Газовые баллоны: Редукторы (схема устройства работы)

Нерабочее положение редуктора (газ не проходит)

  1. Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля
  2. Манометр высокого давления
  3. Обратная пружина
  4. Манометр низкого давления (рабочий)
  5. Предохранительный клапан
  6. Ниппель для присоединения шланга
  7. Мембрана для прорезиненной ткани
  8. Нажимная пружина
  9. Регулировочный винт
  10. Рабочая (низкого давления) камера
  11. Редукционный клапан
  12. Камера высокого давления
 
- Газ

Положение частей редуктора при прохождении через него газа

 
Газовые баллоны: Отбраковка баллонов

Внешние повреждения баллона, из-за которых он должен быть отбракован:

  1. Неисправность вентиля
  2. Износ резьбы горловины
  3. Выбиты не все данные или истек срок освидетельствования
  4. Сильная наружная коррозия
  5. Трещины
  6. Окраска и надпись не соответствуют норме
  7. Вмятины
  8. Выпучины
  9. Раковины и риски глубиной более 10% номинальной толщины стенки
  10. Косо насаженный или поврежденный башмак

Также баллоны не допускаются к использованию при износе внутренней резьбы горловины:

РЕДУКТОР:

  • при полностью вывернутом регулировочном винте газ проходит в рабочую камеру;
  • повреждена резьба накидной гайки;
  • неисправен один или оба манометра;
  • давление в рабочей камере после прекращения подачи газа повысилось;
  • неисправен предохранительный клапан.

МАНОМЕТР:

  • отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проверке;
  • истек срок проверки;
  • стрелка при отключении манометра не возвращается к нулю на величину больше половины допускаемой погрешности;
  • разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний.

ВЕНТИЛЬ:

  • отсутствует заглушка штуцера;
  • наличие следов масла, жира, пыли;
  • не проворачивается маховичок;
  • наблюдается утечка газа.

Запрещается расходовать газ из баллона полностью!

Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений:

 
Газовые баллоны: Правила окраски и маркировки
  1. Защитный колпак
  2. Вентиль
  3. Резьба горловины
  4. Паспортные данные
  5. Пористая масса
  6. Подкладные кольца
  7. Опорный башмак
 

На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:

  1. Номер баллона
  2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
  3. Товарный знак изготовителя
  4. Рабочее давление (кгс/см2)
  5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
  6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
  7. Вместимость, л
  8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см2)
  9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
  10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования
 

На баллонах для ацетилена, кроме того, должны быть указаны:

М III-99 - дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой

III-01
- месяц и год проверки пористой массы
- клеймо наполнительной станции
- клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы

 
Газовые баллоны: Редукторы

Кислородный

Используется на разного рода предприятиях (особенно много в машиностроении и металлургии) для проведения автогенных работ (газовой сварки, резки и пайки), а также в медицине и подводном плавании.

 

Ацетиленовый

  1. Хомут для присоединения к вентилю
  2. Нажимной винт

Используется на разного рода предприятиях (особенно много в коммунальных хозяйствах) для газовой сварки и резки трубопроводов.

 

Пропан-бутановый

Используется на разного рода предприятиях (особенно много в машиностроении и металлургии) для проведения автогенных работ (резки, пайки и подогрева) при строительстве (для укладки битумных покрытий) или в быту (газовые плиты). Бывают с постоянно заданным рабочим давлением (устанавливается на заводе-изготовителе) и с возможностью регулировки давления в диапазоне 0-3 кгс/см2.

 
Газовые баллоны: Манометры

Рабочее давление обозначают красной чертой или плотно прилегающей к стеклу металлической пластиной.

  1. Клеймо
  2. Предупреждающая надпись (зависит от рода газа)
 

Клеймо о проверке манометра.

  1. Шифр поверителя
  2. Квартал (III) и год (2002) проверки

Манометр проверять не реже 1 раза в год!

 
Газовые баллоны: Вентили

Кислородный:

  1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба правая
  4. откр.
  5. закр.
 

Ацетиленовый

Шпиндель вращать только специальным ключом.

  1. Отверстие под нажимной винт хомута
  2. Резьба левая
 

Пропан-бутановый:

  1. Маховичок
  2. Заглушка штуцера
  3. Резьба левая
  4. откр.
  5. закр.
 
Эксплуатация газовых баллонов

Баллоны устанавливаются вертикально и закрепляются цепью или хомутом. Кислородный баллон допускается укладывать наклонно - так, чтоб вентиль располагался выше башмака.

 

Отвинтить колпак и заглушку штуцера. Внимание: убедитесь, что на кислородном баллоне (а также на руках и спецодежде) нет следов масла и жира.

Пользоваться баллоном со следами масла или жира ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

 

Кратковременным (1-2 с) поворотом маховичка на пол-оборота продуть штуцер для удаления из него влаги, грязи и т.п. Стоять надо позади или сбоку от штуцера. Газ нельзя пробовать рукой n.

 

Присоединить рукой накидную гайку редуктора.

 

Затянуть накидную гайку редуктора ключом.

 

При присоединении ацетиленового редуктора следить за правильностью установки хомута.

 

Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины.

 

Присоединить и надежно закрепить шланг.

 

Медленно повернув маховичок на 0,5-1 оборот, открыть подачу газа из баллона.

 

Вращением регулировочного винта установить рабочее давление.

 

Проверить герметичность соединений.

  1. Закрыть вентиль расхода газа на горелке.
  2. Вывернуть регулировочный винт до полного освобождения нажимной пружины.
  3. После небольшого повышения давления стрелка рабочего манометра должна остановиться (давление не должно повышаться).
 

Замерзший вентиль или редуктор отогревать только горячей водой или паром. Использовать открытый огонь запрещается!

 

Не открывать вентиль резко! Струя газа наэлектризовывает горловину баллона и редуктор, что может вызвать воспламенение или взрыв.

  1. Немедленно перекройте вентиль.
  2. Выпустите газ из редуктора.
 

Не допускайте нахождения на рабочем месте более одного баллона с пропан-бутаном. Запрещается работать с пропан-бутаном в колодцах, приямках, траншеях.

 

Не реже 1 раза в квартал проверяйте предохранительный клапан принудительным открыванием (подъемом давления до его срабатывания).

 

Проверяйте возможные места утечки газа мыльной эмульсией анием (подъемом давления до его срабатывания).

 

Перерывы в работе и ее окончание:

При кратковременных перерывах в работе закрывать только вентиль горелки, не меняя положение регулировочного винта.

При любой неисправности немедленно закрыть вентиль баллона и выпустить из редуктора газ.

Прекратить отбор газа при снижении давления до остаточного. Закрыть вентиль баллона, навернуть заглушку, колпак и сдать пустой баллон на склад.

 
Транспортировка

Транспортировка на автокаре:

Баллоны укладывают горизонтально в один ряд, вентилями в одну сторону - вправо от кабины.

 

Транспортировка в специальном контейнере:

Баллоны перевозятся в вертикальном положении.

Допускается перевозить в контейнере совместно кислородные и ацетиленовые баллоны.

 
  1. Деревянный брусок с вырезанными под баллон гнездами.
  2. Обивка гнезд: войлок, резина или другой мягкий материал.
  3. Колпаки должны быть навернуты до отказа, штуцеры заглушены.
  4. Веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон).
 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: перевозить совместно баллоны с разными газами, а также порожние вместе с наполненными!

 
Транспортировка: Доставка баллонов к месту работ
 

Перевозка на специальной тележке с рессорами на резиновом ходу.

Допускается перевозка кислородных и ацетиленовых баллонов совместно.

1. Хомут

 

Переноска на носилках.

1. Хомуты

 

Кантование на башмаке в наклонном положении.

 
Транспортировка: Погрузка и выгрузка баллонов

Работать одному (должно участвовать не менее 2-х человек).

 

Работать в промасленной одежде, рукавицах со следами масла, жира.

 

Грузить баллоны с кислородом в кузов со следами масла, ГСМ, грязи, мусора.

 

Переносить баллоны на руках или на плече.

 

Перекатывать баллоны по земле.

 

Сбрасывать баллоны и ударять один об другой

 

Подавать или удерживать баллон вентилем вниз.

 

Грузить и выгружать баллоны без колпаков и заглушек.

 
 
Хранение баллонов

Колпаки и заглушки на штуцерах должны быть завернуты.

 

1. Расстояние до отопительных приборов не менее 1 м.

2. Расстояние до источников тепла с открытым огнем не менее 5 м.

 

Баллоны должны быть защищены от солнца и осадков (максимальная температура корпуса баллона +45 градусов С).

 

В горизонтальном положении баллоны хранят на деревянных рамах или стеллажах.

 

Вентили должны быть направлены в одну сторону, высота штабелей не более 1,5 м.

 

Запрещается хранить кислород в одном помещении с ацетиленом или другими горючими газами.

 

При вертикальном хранении баллоны устанавливают в специальные гнезда, клети, или ограждают барьером от падения.

 

Наполненные и порожние баллоны хранят раздельно, обозначая места хранения соответствующими табличками.

 

Запрещается хранить баллоны в подвалах и на чердаках.

 

Запрещается в местах хранения баллонов размещать легковоспламеняющиеся и горючие вещества.

 

Не допускайте соприкосновения баллонов с электрическими проводами.

 

Пункты продаж

Контакты

50106 Украина
г. Кривой Рог
ул. Коломойцевская, 28, а/я №6010

+38 (093) 301-11-72
+38 (050) 477-97-85
+38 (068) 361-32-15
+38 (056) 462-02-53

Обратная связь